Головна будівельна премія країни - IBUILD

Учет тепла как единая система

Приборы учета индивидуального потребления тепла, справедливого распределения затрат в многоквартирных домах, вопрос массовой установки и поверки теплосчетчиков… Вопросы, вопросы, вопросы… Они тем более актуальны в связи с неминуемым ростом тарифов ЖКХ и появлением «управляющих компаний», вопросами индивидуальной мотивации, чтобы эффективно экономить тепло и энергоресурсы, вопросами нынешней контролирующей функции государства на рынке отопительной техники…

Kuzmenko В редакцию поступает множество обращений с просьбой прояснить ситуацию с приборами учета потребления тепловой энергии – от методик учета тепла до правил проверки приборов, вплоть до нюансов их установки. За ответами мы обратились к эксперту – заместителю генерального директора по метрологии и научной деятельности ГП «Укрметртестстандарт», члену Французской коллегии по метрологии, члену рабочей группы, техническому эксперту и содокладчику в профильном комитете Верховной Рады Украины по новому закону «О метрологии и метрологической деятельности» Юрию Владимировичу Кузьменко.

– Как изменилась нормативная база, касающаяся приборов учета тепловой энергии, и какие есть новые подзаконные акты, регламентирующие эту сферу?

К нам, в ГП «Укрметртестстандарт», сейчас тоже поступает огромное количество разного рода запросов и просьб о разъяснениях. Это неудивительно – вся метрологическая система в Украине принципиально изменилась. С 1 января 2016 года вступил в силу новый закон, принятый еще в 2014 году – его полное название «Про метрологію та метрологічну діяльність. (Із змінами, внесеними згідно із Законом № 124-VIII від 15.01.2015)». Теперь мы живем в условиях новой реальности.

Если кратко – по новому Закону произойдет размежевание регуляторных, надзорных (контрольных) и хозяйственных функций, административных и хозяйственных услуг, сужение сферы нормативного регулирования метрологической деятельности, расширение применения механизма аккредитации для подтверждения компетентности субъектов, осуществляющих метрологическую деятельность, прочее.

Закон опирается на документы и рекомендации по законодательной метрологии (OIML) директивы ЕС, документы Метрической конвенции, Международной организации по аккредитации лабораторий, Соглашения с ВТО и Соглашения о технических барьерах в торговле. Закон внедряет в Украине полностью европейскую систему. Он тесно связан с недавно принятыми законами Украины «Про стандартизацію» (вступил в силу 3 января 2015 года) и «Про технічні регламенти та оцінку відповідності» (действует с 10 февраля 2016 года), в свою очередь являющихся частью норм, определенных Соглашением об Ассоциации Украины с ЕС.

– Что предписывает Закон?

Тут надо понимать следующее: по европейским принципам соблюдение стандартов – дело сугубо добровольное. Однако приборы учета тепла относятся к категории, которая законодательно регулируема согласно Техническим регламентам, установленным Законом, которые, в свою очередь, обязательны к исполнению всеми категориями субъектов (в европейской терминологии - «экономических операторов»).

Все приборы теплового учета, как ввозимые в Украину, так и произведенные внутри страны, требуют теперь оценки соответствия. Тепловые счетчики подпадают под действие Постановления КМУ №163 от 24 февраля 2016 года «Про затвердження Технічного регламенту засобів вимірювальної техніки». Этот технический регламент абсолютно идентичен Европейской Директиве об измерительных приборах 2004/22/EC, в том числе с учетом ее последних изменений, введенных в 2014 году новой Директивой Европейского союза 2014/32/ EU об измерительных приборах (англ. Measuring Instruments directive, MID), которая вступила в силу 20 апреля 2016 года. Она направлена на обеспечение надежности и единства измерений в ЕС, а также устранение торговых барьеров.

Директива MID устанавливает «существенные требования» к измерительной технике (в нашем случае – требования Технических регламентов), а в одном из т.н. «инструментальных» приложений содержит «особые требования» к теплосчетчикам, причем есть разделение на именно теплосчетчики и на тепловычислители.

«Оценка соответствия» – это общемировая практика, совсем иная процедура, чем существовавший ранее процесс – госиспытания, включение в реестр и т.д. Она направлена, прежде всего, на оценку и проверку безопасности продукции для конечного потребителя.

Сейчас мы, наконец, пришли к абсолютно европейской системе оценки средств измерительной техники. Система достаточно непростая, многоступенчатая. Она включает требования «в целом» (они описаны новым законом «О метрологии и метрологической деятельности») и подзаконными актами, касающимися безопасности и специфических технических параметров и свойств. Выведение на рынок (или по-украински – «введення в обіг») происходит только на основании оценки соответствия, в том числе с учетом «презумпции соответствия». Т.е. прибор теплового учета должен соответствовать ДСТУ EN 1434 «Теплосчетчики», причем в новой редакции от 2015 года. На основании требований этого добровольного стандарта производитель доказывает соответствие обязательным требованиям регламента как в технической, метрологической и т.п. части, так и в смысле процедуры испытаний, безопасности, порядка оценки соответствия и маркировки, ввода в эксплуатацию...

Более того, если отечественный производитель захочет выйти на рынок Европы (а такие прецеденты уже есть, на основании наших испытаний, проведенных в ГП «Укрметртестстандарт», национальные производители уже имеют европейские сертификаты и право выхода на рынок ЕС), то ему без соответствия EN 1434 будет нужно долго доказывать соответствие изделия общепризнанным правилам MID.

«Старые» стандарты продолжают действовать для средств измерений, выпущенных и сертифицированных до введения нового Технического регламента. Однако, так или иначе, все действующие сейчас сертификаты для теплосчетчиков утратят свою силу до 1 января 2019 года – просто закончится срок и действия.

Вскоре мы получим полностью гармонизированную с ЕС систему без исключений – от метрологических и технических свойств до правил введения в эксплуатацию и правил поведения «экономических операторов» на рынке и товара (а теплосчетчики – это «товар») и всего комплекса услуг – в части поверок, калибровки, обслуживания, эксплуатации, учета энергии и т.д. Однако для этого нужны координация, последовательность, настойчивость и воля.

О равенстве на рынке

– Было много нареканий, что очень трудно пробиться на рынок приборов теплового учета, поскольку есть трудности и задержки с проведением сертификационных испытаний и получения всех необходимых документов. Как изменится ситуация сейчас и изменится ли вообще?

Ситуация теперь изменится, и причем коренным образом. Главная цель нового закона «Про метрологію та метрологічну діяльність» и связанных с ним законов и подзаконных актов (в том числе – законов «Про стандартизацію» и «Про технічні регламенти та оцінку відповідності») – установление на рынке новых единых и справедливых организационно-правовых оснований с учетом положения Соглашения об устранении технических барьеров. Речь идет о целостной системе взаимоотношений, определяющей равноправный доступ на рынок технике, соответствующей нормам и регламентам, независимо от производителя, заботясь, прежде всего, о безопасности потребителя.

Единый подход по оценке соответствия и получения сертификатов, тем не менее, не означает, что появилась лазейка для проникновения на рынок некачественных изделий. Изменилась терминология, изменились некоторые подходы и трактовки по некоторым аспектам, но единство и точность измерений и соблюдение прав потребителей продукции и услуг останутся приоритетными. Наоборот – теперь равную ответственность вместе с производителем несет и орган, выдавший этот документ. Новые сертификаты имеют срок действия 10 лет вместо нынешних трех. И все это время орган, проводивший оценку соответствия, берет на себя риски и ответственность за безопасность этого изделия наряду с производителем.

В целом закон «Про метрологію та метрологічну діяльність» будет способствовать созданию условий равного доступа на рынки (как внутренний, та и внешний) и создавать условия для развития отечественного производства путем повышения его конкурентоспособности, развития предприятий - производителей средств измерительной техники в Украине. Производитель сам будет выбирать компетентный и вызывающий доверие орган оценки соответствия. Это еще один шаг на пути Украины к подлинной европейской интеграции.

«Распределение стоимости» – что мешает внедрению?

– Реальной заинтересованности в сбережении тепловой энергии конечными потребителями и обслуживающими их предприятиями ЖКХ можно достичь лишь при наличии поквартирного учета. Большинство (около 70%) украинских домов обогревают системы с вертикальной разводкой труб, и на одну квартиру может приходиться по нескольку стояков (на один или два отопительных прибора каждый). В мировой практике решение этой проблемы было найдено в использовании распределителей стоимости потребленной тепловой энергии.

Почему схема теплового учета с помощью распределителей стоимости не применяется в Украине? (Притом что в странах-соседях эта методика принята и нормативно урегулирована?) Какие объективные причины препятствуют реализации поквартирного учета без дорогостоящей переделки схем распределения тепла (на поэтажные с вертикальных)?

Да, это «старая история», ей, если не ошибаюсь, уже более десяти лет. Более того – в западных странах давно и успешно распределяют стоимость не только за отопление, а и за горячую воду в ГВС. Но прежде всего замечу, что этот вопрос – не вопрос метрологии. Еще на стадии переводов стандартов EN 384 (Heat cost allocators for the determination of the consumption of room heating radiators. Appliances with electrical energy supply: «Распределители стоимости тепла для определения потребления комнатными радиаторами. Устройства с потреблением электричества») и EN 835 (Heat cost allocators for the determination of the consumption of room heating radiators. Appliances without an electrical energy supply, based on the evaporation principle: «Распределители стоимости тепла для определения потребления комнатными радиаторами. Устройства без потребления электричества, основанные на принципе испарения») была допущена ошибка. Сравните – наши «гармонизированные» стандарты даже называются по другому, например, «ДСТУ EN 834:2006 Вимірювачі витрат тепла для визначення тепловіддачі кімнатних опалювальних батарей. Прилади з електроживленням» или «ДСТУ EN 835:2007 Вимірювачі витрат тепла для визначення тепловіддачі кімнатних опалювальних батарей. Прилади випаровувального типу без електроживлення». То есть, несмотря на метку IDT, что означает «идентичный оригиналу», выпало главное – это приборы, которые не измеряют затраты тепла, а это распределители стоимости тепла, но никак не распределители или измерители самого тепла. Физическая величина (количество тепла) и стоимость (деньги) – это разные вещи, согласитесь.

Шли долгие споры: «распределитель стоимости» – это средство измерительной техники или нет? По большому счету, «распределитель стоимости» ничего не измеряет в виде прямой физической величины, например калорий, он не измеряет тепловой поток в прямом виде, он выдает свои показания в виде так называемых относительных единиц. И эти относительные единицы, эти индивидуальные показания имеют смысл, если они базируются на показаниях общедомового теплосчетчика. Именно он показывает фактическое потребление тепла всего многоквартирного дома. Эта цифра служит основанием для определения стоимости услуги, суммы денег, которая в итоге должна быть перечислена от всех потребителей в этом доме поставщику услуг за отчетный период. В европейских странах отчетный период – это год, никак не месяц. За год можно нивелировать неточности, учесть погодные колебания, увидеть тренд, пересчитать среднее потребление и выставить обоснованные авансовые счета на каждый месяц. Именно так работает система в Европе – выставляется месячный авансовый платеж за потребление в данном месяце по показаниям потребления, рассчитанного в целом по данным за год, а в конце года получить перерасчет, компенсирующий перерасход или возвращающий экономию.

Показания индивидуальных «распределителей стоимости» складываются в общую сумму, затем показания общедомового теплосчетчика делятся на эти относительные цифры и по определенной методике определяется «весовой коэффициент», сколько из общего счета на весь дом следует оплатить каждому индивидуально. То есть определяется, сколько стоит одна «относительная единица» теплопотребления всего дома, и затем умножается на скорректированные показания индивидуальных «распределителей стоимости». Так формируется индивидуальный счет за тепло, который оплачивает отдельный потребитель.

Но есть два «но». Поскольку «распределитель стоимости» все-таки использует инструментальные измерения, то существуют и погрешности измерений – как «в плюс», то есть в пользу других жильцов дома (!) – именно так, поставщику услуг теплоснабжения платится на основании показаний общедомового теплосчетчика, а не по данным «распределителей стоимости», – так и «в минус», то есть индивидуальный плательщик условно «залез в карман» к соседям.

Распределители тепла опираются на показания термометров, но тепло в помещении – сумма различных факторов. Несмотря на то что тепловой поток от каждого радиатора меряется косвенно, а количество теплоты – это интегральное значение теплового потока за период времени, тем не менее замеры происходят. И тут возникает масса нюансов.

В Европе, как и в других странах, где используются «распределители стоимости», прежде всего, опираются на два документа: документ, где указано, как именно устанавливать и как должно выглядеть крепление на каждый отопительный прибор, на каждый тип радиатора, какие типы подложек, какие именно типы вынесенных термометров и прочее. Описано, как бороться с т.н. «недостоверным использованием», с попытками намеренно исказить показания приборов. То есть подробно описаны условия и метод измерений.

Второй документ – это методика учета других факторов влияния. У нас непаспортизованы здания и нет методики учета различных особенностей как самого дома, так и отдельных квартир в нем. У нас нет эффективно действующего энергоаудита. У нас нет методики учета индивидуальных особенностей расположения квартиры в доме. Например, если потребитель живет в середине дома и его квартира окружена квартирами соседей, то так или иначе, из-за теплопередачи по внутридомовым конструкциям к нему поступает тепло от соседей. Если чья-то квартира на солнечной стороне, то у него тоже есть дополнительный источник тепла, не связанный с температурой теплоносителя в радиаторе. Если жилец, скажем, соседствует с шахтой лифта, то тепло из его квартиры греет «общую» шахту, а его «весовой коэффициент» по распределителю стоимости растет, хотя в квартире не жарко. Проблема осложняется и тем, что даже дома, сделанные по «типовым проектам», на самом деле сделаны, да и расположены, по-разному.

Тем не менее, именно для старых домов с вертикальной разводкой теплоносителя по стоякам, система учета поквартирного потребления тепла на базе «распределителей стоимости» – это панацея для решения задачи индивидуальной мотивации граждан в деле энергосбережения по всей стране и стимулирования нормального потребления. Только это способно принудить каждого закрывать форточки и не отапливать улицы в тех домах, где невозможно поставить индивидуальные приборы.

Но и индивидуальные теплосчетчики, там, где возможно и имеет смысл их установить технически, не решают всех проблем – помимо индивидуальных погрешностей, всегда в многоквартирном доме есть некая «общая» доля теплозатрат. Другими словами, если весь дом оборудован теплосчетчиками на каждую квартиру, то сумма их показаний всегда будет меньше показаний общедомового счетчика.

И мы снова возвращаемся к тому, что необходима методика и нормативные документы для справедливого «распределения стоимости» за потребленное тепло, даже там, где есть счетчики на каждую квартиру. И этот вопрос – не вопрос метрологии. Это даже не технический вопрос. Это вопрос комплексных действий по разработке и внедрению всей системы законов, подзаконных и нормативных актов, регулирующих всю сферу оказания услуг по теплоснабжению, затрагивающих разные министерства и находящихся в сфере интересов множества бизнес-структур.

И тут не надо изобретать велосипед. Ведомство, в чьем ведении находится ЖКХ, должно взять за основу работающую в Европе документальную структуру и, опираясь на нее как на готовое решение, выстроить нормативную и методологическую базу для Украины. Учет, аккаунтинг с помощью «распределителей стоимости» – это далеко не новое изобретение. Методика учета локальных факторов и особенностей давно существует и отработана. Например, в Дании такой учет существует с 1947 года. И в Дании, к тому же, во всех многоквартирных домах – центральное отопление.

Но «распределительная» система учета работает на практике, только когда она сопровождается системой коммунального менеджмента. То есть вместе с фирмами, которые оказывают услугу по содержанию дома в тепле, в порядке и выполняют биллинг, то есть решают все вопросы, связанные с выставлением индивидуальных счетов. Вместе с биллингом, с коммунальным менеджментом, система «распределительного» учета работает очень хорошо и надежно. Фирма берет на обслуживание весь дом. Именно весь, все 100% квартир. Без этого невозможно справедливо распределить стоимость, тогда это превращается в фарс. Ведь если кто-то не охвачен системой, то именно на его счет и будут списаны все общие потери. Заставить всех самостоятельно оснаститься приборами – не выход. На самом деле все «приборное» оснащение и методологическое сопровождение – забота именно той компании, которая оказывает услугу, а не собственно потребителя услуг.

Вопрос появления коммунального менеджмента с опытом оказания подобных услуг – это вопрос отсутствия нормального инвестиционного климата и в итоге - разрешений, что должно решаться на уровне государственной политики в сфере энергосбережения и оказания жилищнокоммунальных услуг.

Приборная оснастка «распределителей стоимости» – это сфера действия именно фирм коммунального менеджмента. Лучшие, известнейшие производители выпускают эти приборы, но на рынок они выходят именно под брендами фирм, оказывающих услуги коммунального менеджмента. И все вопросы, связанные с сертификацией «железа», - это их вопрос. Они напрямую заинтересованы, чтобы их приборы были точны, надежны, безопасны, были правильно установлены и адекватно эксплуатировались.

Итак, «распределители стоимости» – это приборы или нет? Позиция ГП «Укрметртестстандарт» в этом вопросе такова: это не приборы, предназначенные для коммерческого учета, а система услуг, которая, с одной стороны, опирается на использование приборов коммерческого учета (общедомовых теплосчетчиков, подпадающих под обязательное действие тех. регламентов, т.е. Закона), а с другой – на показания устройств, которые по определенной методике и с учетом разных локальных факторов помогают оператору услуг выставить отдельный счет. Т.е. перераспределить общедомовой счет среди жильцов.

Одним из наших мотиваторов такого подхода была как раз попытка снять еще один барьер по внедрению распределительной системы в смысле обязательной сертификации всех ее технических компонентов. Однако в нашей стране это сыграло злую шутку. Раз квартирные устройства не сертифицированы, то, мол, и применять их нельзя. Поэтому мы в порядке «добровольной сертификации соответствия» (такое понятие теперь имеется в новой системе) сейчас проводим работы по испытаниям для одного из европейских операторов услуг коммунального менеджмента, чтобы снять эти надуманные препоны.

Итак, вопрос внедрения «распределителей стоимости» лежит не в плоскости измерений и сертификации, а в сфере механизма и в правилах учета, в области методик и инструкций, в сфере действия законов «Про житлово-комунальні послуги» и «Про комерційний облік теплової енергії, води та водовідведення у сфері комунальних послуг». В проектах этих законов уже делаются попытки прийти к системе справедливого распределения стоимости потребленных ресурсов c учетом всех влияющих факторов. Нужно дать жизнь «распределению стоимости» как таковому, как системе, как мотиватору для индивидуальной экономии. Нужно дать возможность поставщику услуг влиять на ситуацию по устранению утечек тепла, за поставку которого он отвечает, а потребителю тепла – влиять на свое индивидуальное потребление и экономить именно деньги и именно персонально.

– Сертификаты Украины и из Европы, насколько они равносильны?

К каждому прибору, который подпадает под действие технических регламентов (т.е. теплосчетчики – тоже), должен быть приложен индивидуальный документ – копия декларации соответствия. Сертификаты – частный случай оценки соответствия. Напомню, что «Постанова КМУ від 24 лютого 2016 р. № 163 Про затвердження Технічного регламенту засобів вимірювальної техніки» вступает в силу только через 6 месяцев после ее официального опубликования, т.е. в начале осени этого года.

Европейские сертификаты пока напрямую не признаются, это делается по двухстороннему международному соглашению – в тот момент, когда сертификаты Украины признаются европейской страной, тогда же и у нас признаются сертификаты соответствия, выданные в этой стране.

Второй механизм взаимного признания сертификатов – это когда нотифицированные органы в области оценки соответствия средств измерительной техники заключают взаимное соглашение и признают сертификат, выданный им. Тогда нотифицированный орган просто выдает свой сертификат (дублирует) на основании этого взаимного признания. Тут есть важное замечание– орган, который выдал сертификат вместе (!) с производителем, несет полную ответственность за это устройство все десять лет действия этого сертификата, прежде всего – за его безопасность для потребителя.

Кстати, эта система по оценке соответствия на основании Европейских директив – абсолютная новация. Такого еще нет нигде на всем постсоветском пространстве, кроме Украины. Сейчас идут процессы расширения сфер деятельности по оценке соответствия, в том числе и процессы оснащения лабораторий необходимой техникой.

– Поверки и межповерочные интервалы, кто теперь и за что будет отвечать?

Поверка – это не просто определение погрешности, с которой измеряет прибор. При оценке соответствия производится огромный комплекс испытаний. Поэтому сейчас складывается ситуация, что будет организована многоуровневая система. Первичную поверку, которую проводят в рамках оценки соответствия, будут производить организации, имеющие право на сертификацию. Поверка приборов, которые будут выходить из производства, тоже проводится согласно процедурам оценки соответствия. Поверки же в период эксплуатации уже сертифицированного прибора смогут проводить уполномоченные лаборатории на местах.

Начиная с осени этого года, когда вступит в силу Постановление Кабмина № 163 О техническом регламенте средств измерительной техники, ни один прибор не сможет попасть на рынок или быть введен в эксплуатацию, «введен в обращение», если он не промаркирован знаком соответствия Украины – «трилистником». «Старые» сертификаты продолжат действие, но к середине 2019 года все ныне действующие сертификаты утратят силу. Все роли в цепи поставщиков на рынок тоже подробно расписаны – каждому предписаны свои действия, кто и за что должен отвечать и какими документами это подтверждается.

За первичную оценку соответствия регламентам и оценку прибора, вышедшего из производства, отвечает исключительно производитель. Если прибор уже находится в эксплуатации, то там выполняется периодическая поверка.

Поверка осуществляется для устройств тех категорий, которые охвачены Постановлением КМУ №374 «Про затвердження переліку категорій законодавчо регульованих засобів вимірювальної техніки, що підлягають періодичній повірці» (в редакции от 04.06.2015), где описаны все 80 категорий приборов, подлежащих поверкам. Теплосчетчики сюда, безусловно, входят.

Вторым столбцом в этом Постановлении описана сфера, где применение этих приборов законодательно регулируется ст. 3 закона «Про метрологію та метрологічну діяльність». Теплосчетчики относятся к 7-й сфере – это «торговельно-комерційні операції та розрахунки між покупцем (споживачем) і продавцем (постачальником, виробником, виконавцем), у тому числі під час надання транспортних, побутових, комунальних, телекомунікаційних послуг, послуг поштового зв’язку, постачання та/або споживання енергетичних і матеріальних ресурсів (електричної і теплової енергії, газу, води, нафтопродуктів тощо)», т.е. к сфере «коммерческих взаиморасчетов». Это все подлежит периодической поверке. Закон «Про метрологію та метрологічну діяльність» предусматривает помимо «поверок» эксплуатирующихся измерительных средств также «оценку соответствия» и «калибровку».

Но если этот же теплосчетчик, представим себе такое, используется, скажем, в системе управления или для анализа теплопотребления в системе «Умный дом», т.е. не для денежных расчетов, то такое устройство обязательной поверке не подлежит. Только по добровольной инициативе, например, наладчиков. Коммерческие теплосчетчики, конечно же, подлежат поверке.

Следующий нормативный акт, принятие которого ожидается в ближайшее время, – о межповерочных интервалах. Для всех средств измерений конкретной категории будут установлены одинаковые межповерочные интервалы. Не будет уже больше нынешней сумятицы.

Сейчас действует Приказ Минэкономразвития №193 от 08.02.2016 «Про затвердження Порядку проведення повірки законодавчо регульованих засобів вимірювальної техніки, що перебувають в експлуатації, та оформлення її результатів». Это уже обязывающий нормативно-правовой акт, в отличие от госстандарта, т.е. добровольно исполняемого документа. Приказ четко описывает все, буквально до того, какие клейма наносятся после поверки, какие свидетельства, кем и в каком порядке выдаются. С технической же стороны суть поверок не меняется.

Тут есть другая проблема – все мы оплачиваем процедуру поверки измерительных приборов, которые установлены в квартирах. Это внесено в тарифы – на воду, на тепло, на электроэнергию... Это должен выполнять поставщик, которому в итоге оплачивается по тарифу, но практическая работа в смысле регулярных поверок, скажем так, существенно затихла. Хотя сейчас этот вопрос тоже нормативно урегулирован – это должен делать именно поставщик услуг. В графе 72 Приказа Минэкономразвития № 1719 от 21 декабря «Норми часу, необхідного для проведення повірки законодавчо регульованих засобів вимірювальної техніки, що перебувають в експлуатації», зарегистрированного в Минюсте 14 января 2016 года, даже расписаны эти нормы для теплосчетчиков разных типов, на основании чего учитываются трудозатраты на проведение поверочных работ.

– Как скоро в Украине будет внедрена схема учета фактического потребления?

Мы все находимся в пути. Поэтому есть неопределенность – одни нормативные акты приняты и действуют, другие – приняты и еще не вступили в силу, а следующие – еще даже и не приняты, хотя часть из них в работе, а часть пока лишь концептуально прорабатывается. Все они должны составлять целостную систему, но пока этого нет. Условно говоря, шестеренки есть, часть из них уже составляет кинематическую цепочку, но система целиком не работает, отсутствует часть звеньев. Нужна недюжинная воля, чтобы заставить заработать всю систему. Не все так плохо обстоит с оснащением лабораторий, с квалификацией и со знаниями. Вопросы и проблемы кроются в том, что можно назвать система или «Правила учета».

На сегодня такая попытка сделана и, надо признать, неплохо, в проекте закона «Про комерційний облік у сферах теплопостачання, централізованого водопостачання та водовідведення, надання комунальних послуг». Этот закон должен урегулировать взаимоотношения и определить правовые, экономические и организационные основы обеспечения коммерческого учета теплоснабжения, услуг централизованного водоснабжения холодной и горячей воды, услуг водоотведения, услуг центрального отопления с учетом рационального использования водных и топливо-энергетических ресурсов и, что важно, защиты прав потребителей в сфере коммунальных услуг. В том числе – вопрос защиты от монополий.

Конечному потребителю очень сложно побороться с засильем монополий. Тут единственным арбитром может выступить прибор. Поверенный прибор. Причем в документах о проверке первичного соответствия четко записано, что прибор учета не должен давать преимущества ни одной из сторон систематическим образом. То есть ни одна из сторон (ни поставщик, ни потребитель) не должна иметь никакой возможности получить необоснованную выгоду или преференцию.

Что получится в итоге после всех правок и согласований закона – пока неизвестно, однако нам всем нужно стремиться создать целостную систему, чтобы она заработала, чтобы все шестеренки сложного механизма вошли в зацепление. После принятия этого закона (а я надеюсь, что его все-таки примут) к нему будут приняты необходимые подзаконные акты, определяющие требуемое техническое оснащение, правила монтажа, внедрение европейских кодексов сетей и прочее, чтобы имплементировать всю систему по-настоящему, которая бы не противоречила европейской и мировой практике.

Возвращаясь же к технической стороне вопроса и к метрологии, могу сказать – с технической точки зрения в Украине все в порядке. И в частности – с теплосчетчиками. В Украине есть производители, и не один, которые имеют полное право выходить на европейский рынок, и они получат необходимую оценку соответствия. Есть производители, которые уже получили европейские сертификаты.

Поэтому, чтобы получить работоспособную систему взаимоотношений в области учета тепла, нужно выстроить всю нормативно-правовую цепочку в единый и непротиворечивый концептуальный ряд.

Больше важных статей и новостей в Telegram-канале AW-Therm. Подписывайтесь!



Оставьте комментарий

Telegram