Агресія російської федерації змусила редакцію припинити випуск друкованого журналу AW-Therm – єдиного в Україні видання у галузі HVAC.

Медіаресурс продовжив роботу в електронному форматі – на сайті та у соціальних мережах: Facebook, Instagram, Telegram, YouTube, TikTok.

Якщо Ви вважаєте нашу роботу корисною, бажаєте надалі читати найактуальнішу інформацію зі світового та українського інженерного ринку, просимо підтримати спеціалізоване українське видання донатом.


Я БАЖАЮ ПІДТРИМАТИ

Мерч AW-Therm інтернет магазин

Что важно знать о сервисном обслуживании климатического оборудования?

Н. Вовк

Зачем нужно профилактическое и ежегодное сервисное обслуживание климатического оборудования: тепловой насос, кондиционер, ПВУ (вентиляция), фанкойл, воздушная завеса и т. д.?

Точно так же, как нужно следить за своим здоровьем, нужно следить и за состоянием оборудования. А для этого требуется регулярно проводить сервисное обслуживание.

Что такое сервисное обслуживание? Что оно в себя включает?

Сервисное обслуживание – это комплекс мероприятий и работ, направленных на предупреждение технических неисправностей, поддерживающих параметры оборудования близкими к номинальным, а также снижающих скорость разрушения деталей. Иными словами – организационные действия по поддержанию работоспособности или исправности оборудования при его использовании по назначению. Сервисное обслуживание может быть в зависимости от периодичности:

  • плановым (регламентным / стандартным);
  • сезонным;
  • расширенным;
  • внеплановым.

Периодичность планового сервисного обслуживания указана в инструкции к оборудованию и проводится через указанные в эксплуатационной документации интервалы времени.

Сезонное сервисное обслуживание осуществляется, как правило, два раза в год при подготовке оборудования к эксплуатации в осенне-зимний и весенне-летний сезоны.

Расширенное сервисное обслуживание необходимо для оборудования, которое эксплуатируется особенно интенсивно (24 / 7, сервисные, кухни, офисы, производственные цехи...) и работает в особых условиях. В таком случае диагностика и чистка проводятся по индивидуальному графику, который способствуют нормальной эксплуатации оборудования. Под особыми условиями следует понимать наличие технологических процессов на производстве с пылеобразованием, наличием загруженной автомагистрали, низких температур, внешних факторов загрязненности (например: тополиный пух), которые приводят к быстрому загрязнению оборудования.

В чем отличие между сервисным обслуживанием оборудования и гарантийным?

Сервисное обслуживание оборудования проводится в профилактических целях и оплачивается пользователям. Гарантийное обслуживание оборудования проводится после выявления заводского брака или дефекта, гарантийные ремонтные работы и замена неисправных деталей осуществляется за счет поставщика оборудования. В инструкции к эксплуатации оборудования есть рекомендации о периодичности сервисного обслуживания, если же ее нет – то необходимо обратиться за информацией к поставщику оборудования.

Зачем проводить сервисное обслуживание оборудования?

Для наглядности приведем несколько примеров, которые красноречиво покажут, почему климатическое оборудование нуждается в своевременном сервисе.

Подняв лицевую панель внутреннего блока кондиционера, который проработал несколько месяцев, с большой вероятностью можно увидеть хлопья пыли на съемных фильтрах, решетке радиатора и на вентиляторе. А проработав год или два без сервисного обслуживания, картина будет выглядеть еще более впечатляюще, см фото на рис. 1.

Изображение сервисное обслуживание кондиционера Рис. 1. Кондиционер с открытой крышкой

Бытует мнение, что каждый владелец кондиционера может самостоятельно провести сервисное обслуживание, для чего нужно всего лишь достать съемные фильтры и промыть их. Это необходимо делать 1 раз в 3-4 недели, но не отменяет профессиональное сервисное обслуживание (СО) (см. рис 4), т. к. одна только промывка фильтров без полноценного СО приводит к снижению эффективности работы оборудования. В результате это приводит к тому, что частички пыли с фильтра и теплообменника (рис. 3) снова оказываются в воздухе, способствуют размножению бактерий и грибков, рис. 2.

Изображение клещи на фильтре кондиционера Рис. 2. Что содержит пыль на фильтре кондиционера

Сервис кондиционера (рис. 3, 4) – это не только промывка съемных фильтров под струей воды, рис. 4.

Комплексное сервисное обслуживания бытовой сплит-системы (кондиционер) включает в себя:

  • Изображение комплексное обслуживание кондиционерадиагностику кондиционера;
  • проверка работоспособности элементов и систем;
  • проверка давления фреона;
  • осмотр и промывка ванночки слива дренажа (наличие влаги способствует размножению бактерий и плесени, а также вызывает неприятный запах);
  • мойка барабана и съемных фильтров;
  • замена фильтров внутреннего блока;
  • мойка наружного блока.

Отдельно следует выделить сервис наружных блоков кондиционеров и тепловых насосов. Забитый грязью, пылью, пухом, листьями теплообменник с наружного блока просто не может обеспечить эффективную работу теплового насоса, что связано с плохим теплосъемом. Забитый теплообменник также быстро намерзает, увеличивается шумность наружного блока, так как вентилятор и компрессор работают на максимальной мощности.

Например, в связи с тем, что срок службы любого оборудования в значительной мере зависит от правильности его эксплуатации и сервисного обслуживания, завод-производитель флагмана тепловых насосов Templari рекомендует соблюдать сезонность сервисного обслуживания при переходе с летнего режима работы на зимний и наоборот. Удобно проводить СО тепловых насосов, одновременно с отладкой сезона режима работы либо консервации оборудования. Автоматика теплового насоса Templari (в Украине предсталяет компания «Эйр-Стрим») предусматривает информирование о возникших ошибках.

Если объект находится в особых условия, то требуется дополнительно осматривать тыльную сторону наружного блока теплового насоса. Можно легко увидеть, загрязнен или нет наружный блок, покрыт ли теплообменник пылью, пухом, просматриваются ли ламели – при загрязненности следует вызвать сервисного мастера. В противном случае эффективность теплового насоса будет снижаться.

Если своевременно обратиться к квалифицированному сервисному специалисту по тепловым насосам, то это позволит гарантировать тепловому насосу его бесперебойную и эффективную работу. Качественное сервисное обслуживание обеспечивают расчетный срок эксплуатации и паспортные показатели эффективности работы оборудования.

Особенности сервисного обслуживания вентиляционных установок (ПВУ) и воздушных завес

Для полного понимания нужно рассмотреть устройство приточно-вытяжных установок с рекуперацией тепла: вентиляторы, рекуператор, приточный фильтр, вытяжной фильтр, автоматика. Фильтры в приточно-вытяжных установках с рекуперацией служат для очистки подаваемого свежего воздуха от пыли, аллергенов, пуха, в том числе для защиты рекуператора (рис. 5).

Изображение замена фильтра в приточно-вытяжной вентиляционной установке Рис. 5. Замена фильтров в приточно-вытяжной установке

Вытяжной фильтр, несмотря на уборку помещений все равно достаточно загрязнен. Пыль в помещении – это мелкие ворсинки ткани, образующиеся при носке одежды, с обивки мебели, от постельного белья, это шерсть животных, пыль с улицы, рис. 2.

Если не проводить сервисное обслуживание, то на пластинах рекуператора со временем накапливается пыль и существенно снижается его эффективность. Кроме того, забитые и грязные фильтры увеличивают сопротивление потока воздуха в системе, и, как следствие, увеличивают шумность ПВУ.

Воздушные завесы также требуют сервиса. Некоторые производители воздушных завес наносят на воздухозаборную решетку специальное напыление (например, AirTecnics), чтобы решетка служила как фильтр грубой очистки для защиты вентиляторов завесы от попадания пыли (рис. 6).

Изображение сервисное обслуживание воздушной завесы Рис. 6. Скопление пыли на воздухозаборной решетке воздушной завесы, необходимо срочно провести СО

Грязная воздухозаборная решетка воздушной завесы снижает объем воздуха, как следствие, воздушный поток не достигает требуемой скорости у пола для создания полноценного воздушного барьера. Воздушная завеса с грязной воздухозаборной решеткой работает неэффективно.

Видео. Зачем нужно сервисное обслуживание воздушной завесы над дверью

Естественно, не последнюю роль играет и то, что завеса установлена возле / над входной группой, т. е. она первая встречает посетителей, клиентов, и допускать здесь грязь – ставить под сомнение чистоту внутри помещения и репутацию заведения.

Почему сервисным обслуживанием должны заниматься сертифицированные профессионалы?

Необходимые сервисные манипуляции может проделать далеко не каждый специалист-вентиляционщик: необходимо знать индивидуальные особенности самого оборудования. Сертифицированные специалисты проведут диагностику и при необходимости устранят неисправности, заменят расходные материалы. Качественное комплексное сервисное обслуживание позволит оборудованию работать эффективно, продлить срок службы. Разница в работе оборудования до и после сервисных работ, диагностики и настройки может быть существенной и заметной даже без специальных замеров.

Инвестируя средства в энергоэффективное климатическое оборудование, важно своевременно проводить сервисные работы, тогда затраты вернутся сторицей, а климатическое оборудование прослужит надежно и долго, экономично обеспечивая комфорт.

Більше важливих статей і новин в Telegram-каналі та корисні відео на Youtube-каналі та у TikTok.  Долучайтесь!

Переглянуто: 3 127


Залишити коментар

Telegram