Термомодернизация: что именно и за какие средства

А.Берестян, В.Пырков к.т.н.

Термомодернизация зданий — одно из важных направлений работы по энергоэффективности, которое уже частично преодолели близкие к нашему государству страны Восточной Европы. Это гарантирует уменьшение потребления энергоресурсов и повышение комфорта. В Украине для проведения подобной работы подготовлены соответствующие нормативные документы, воплощены в жизнь пилотные проекты, а, кроме того, ряд банков уже начали выдавать кредиты на эти цели

Ответственными за воплощение термомодернизации в Украине являются: Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также Государственное агентство по энергоэффективности и энергосбережению. Для разработки нормативно-правовых актов при этих ведомствах созданы соответствующие рабочие группы и технические комитеты.

Планом работы на 2015 год намечено принятие законопроекта «О жилищно-коммунальных услугах». Он предусматривает:

  • Введение обязательного коммерческого учета воды и тепловой энергии, как предпосылку для внедрения энергоэффективных мероприятий;
  • Принятие нормативно-правовых актов в соответствии с требованиями ЕС;
  • Принятие базового закона в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;
  • Создание Фонда энергоэффективности;
  • Разработка типового энергосервисного договора.

Обязанности Украины относительно имплементации директив ЕС мы подробно рассматривали в прошлом номере журнала. Относительно термомодернизации напомним, что Директива 2010/31/ЕС об энергоэффективности зданий уже частично воплощена в ДБНах и ДСТУ. Основным ориентиром, среди других, должен стать ДСТУ-Н Б В.3.2-3:2014 «Указания по выполнению термомодернизации жилых зданий». Изучается возможность воплощения Директивы 2006/32/ЕС об энергоэффективности конечного потребителя и энергетических услуг.

Среди законодательных актов, касающихся термомодернизации, можно выделить законы №1409 и №1313 о введении механизмов энергосервисных договоров в бюджетных учреждениях (принятые Верховной Радой Украины 09.04.2015 г.), Закон №1565 «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» (принят 14.05.2015 г.). Рассматриваются проекты законов «Об энергоэффективности» и «О жилищно-коммунальных услугах».

Относительно финансовых механизмов обеспечения термомодернизации, вводится правительственное постановление от 08.04.2015 г. № 231 «О внесении изменений к постановлению Кабинета Министров Украины от 01.03.2010 г. №243 и от 17.10.2011 г. №1056», направленное на стимулирование населения, ОСМД и ЖСК к внедрению энергоэффективных мероприятий, и ДСТУ Б А.2.2-ХХХ:2015 «Енергетична ефективність будівель. Настанова з проведення енергетичної оцінки та енергетичної сертифікації будівель» и ДСТУ-H Б А.2.2-12:2015 «Енергетична ефективність будівель. Метод розрахунку енергоспоживання при опаленні, охолодженні, вентиляції, освітленні та гарячому водопостачанні». Согласно этим стандартам и ранее введенным строительным нормам, предусмотрено введение классов энергоэффективности зданий, систем и оборудования. При этом класс энергоэффективности оборудования и систем должен быть не ниже класса энергоэф- фективности здания.

Учет, регулирование, теплоизоляция

Минимальный уровень энергоэффективности системы отопления (согласно ДСТУ EN 15232: 2014) достигается за счет установки регулирующего оборудования: радиаторных терморегуляторов, автоматических балансировочных клапанов стояков, автоматизации теплопункта (рис. 1).

Termo_Ris_1

Рис. 1. Теплопункт — основа энергосбережения дома

Современный индивидуальный тепловой пункт (рис. 2) позволяет регулировать систему отопления в зависимости от погодных условий (погодозависимое регулирование), учитывает индивидуальные особенности здания при регулировании, обеспечивает подачу такого количество тепловой энергии, которое необходимо в данный момент для данного здания, то есть ис ключает «перетоп».

Termo_Ris_2

Рис. 2. Мероприятия по модернизации инженерных сетей

Кроме того, необходима установка теплосчетчика, замена окон, утепление стен, крыши, подвального перекрытия. Минимальная расчетная гарантированная энергоэффектиность модернизации системы отопления жилого дома позволяет сэкономить 10 % энергии. При использовании оборудования класса энергоэффективности «А» – 20 %, а фактически — 35 %. Для сооружений коммерческого назначения и бюджетных учреждений минимальная расчетная гарантированная энергоэффективность модернизации системы отопления значительно выше — до 60 % в зависимости от типа здания.

Все перечисленные мероприятия в рамках термомодернизации взаимосвязаны. Так, утепление здания без модернизации системы отопления не даст экономии энергии и даже наоборот может привести к отрицательному результату — увеличение потребления тепловой энергии. Итак, необходим комплексный подход.

Стоимость термомодернизации зависит от конкретного дома, количества квартир, типа системы и других факторов. Например, для дома на 115 квартир, площадью 6900 м2, необходимо 345 радиаторных терморегуляторов (в среднем по 3 шт. на квартиру), 30 балансировочных клапанов на стояки, один теплопункт с погодной коррекцией. Если учитывать стоимость монтажа (примерно 40% от стоимости оборудования), можно посчитать общую стоимость термомодернизации. В свою очередь, зная тарифы и прогноз их роста, можно рассчитать окупаемость системы. Как показывает практика, на сегодня этот срок составляет около 3 лет.

Источники финансирования

Источниками финансирования термомодернизации могут быть:

  • собственные сбережения;
  • бюджетное финансирование;
  • гранты международных инвесторов;
  • кредит.

Государство не имеет средств для 100% финансирования термомодернизации жилого фонда и не должна полностью финансировать частную собственность. Его задача — помочь владельцу, и привлечь инвесторов в процесс термомодернизации.

Как показывает международный опыт, самый эффективный и доступный вариант привлечения средств — софинансирование государства и ОСМД или ЖСК. Для бюджетных учреждений возможно внедрение модели с привлечением энергосервисной компании (ЭСКО). Она, в качестве исполнителя, за свой счет проводит мероприятия по снижению энергопотребления зданий. Сэкономленные таким образом на коммунальных услугах средства учреждение обязуется перечислять в пользу ЭСКО в течение оговоренного срока контракта (до 10 лет). По завершении действия соглашения оборудование переходит в собственность заказчика, и вся экономия также остается у него.

Существуют другие схемы софинансирования, подходящие для ОСМД, предложенные Госэнергоэффективности Украины (рис. 3, 4).

Termo_Ris_3

Рис. 3. Механизм возмещения части суммы кредита на энергосберегающие мероприятия

Termo_Ris_4

Рис. 4. Схема государственной поддержки ОСМД

Согласно предложенным схем, возмещение предоставляется на приобретение ИТП, счетчика, регулятора теплового потока по погодным условиям, энергосберегающих окон в подъездах, материалов для утепления наружных стен (рис. 5).

Termo_Ris_5

Рис. 5. Оборудование и материалы, за которые можно получить компенсацию

Уполномоченными по компенсации части расходов (30–40%) определены ряд государственных банков: «Ощадбанк», «Укргазбанк», «Укрэксимбанк».

Новый механизм возмещения суммы кредита

Наряду с этим на сегодня программы по кредитованию термомодернизации уже оказывают и ряд коммерческих банков. Условиями предоставления кредита, например, являются: перевод на расчетно-кассовое обслуживание, не менее 80% жителей «за» кредит; определенный срок деятельности ОСМД и высокий процент оплаты за коммунальные услуги жителями, открытие счета для ремонтного фонда. Срок кредитования, как правило, до 5 лет.

Кроме того, существуют программы на региональном уровне по поддержке органов местного самоуправления. Так, в г.Луцк это возмещение процентной ставки по кредиту, а в г. Киев — финансирование 70% стоимости проекта из местного бюджета.

ОСМД предоставляется компенсация на такие мероприятия.

Больше важных статей и новостей в Telegram-канале AW-Therm. Подписывайтесь!


Вас может заинтересовать:



Оставьте комментарий

Telegram