Дарим подарок за видео с монтажом или сервисным обслуживанием инженерных систем

Термомодернизация: что именно и за какие средства

А.Берестян, В.Пырков к.т.н.
Термомодернизация зданий — одно из важных направлений работы по энергоэффективности, которое уже частично преодолели близкие к нашему государству страны Восточной Европы. Это гарантирует уменьшение потребления энергоресурсов и повышение комфорта. В Украине для проведения подобной работы подготовлены соответствующие нормативные документы, воплощены в жизнь пилотные проекты, а, кроме того, ряд банков уже начали выдавать кредиты на эти цели.

Ответственными за воплощение термомодернизации в Украине являются: Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также Государственное агентство по энергоэффективности и энергосбережению. Для разработки нормативно-правовых актов при этих ведомствах созданы соответствующие рабочие группы и технические комитеты.

Планом работы на 2015 год намечено принятие законопроекта «О жилищно-коммунальных услугах». Он предусматривает:

  • Введение обязательного коммерческого учета воды и тепловой энергии, как предпосылку для внедрения энергоэффективных мероприятий;
  • Принятие нормативно-правовых актов в соответствии с требованиями ЕС;
  • Принятие базового закона в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;
  • Создание Фонда энергоэффективности;
  • Разработка типового энергосервисного договора.

Обязанности Украины относительно имплементации директив ЕС мы подробно рассматривали в прошлом номере журнала. Относительно термомодернизации напомним, что Директива 2010/31/ЕС об энергоэффективности зданий уже частично воплощена в ДБНах и ДСТУ. Основным ориентиром, среди других, должен стать ДСТУ-Н Б В.3.2-3:2014 «Указания по выполнению термомодернизации жилых зданий». Изучается возможность воплощения Директивы 2006/32/ЕС об энергоэффективности конечного потребителя и энергетических услуг.

Среди законодательных актов, касающихся термомодернизации, можно выделить законы №1409 и №1313 о введении механизмов энергосервисных договоров в бюджетных учреждениях (принятые Верховной Радой Украины 09.04.2015 г.), Закон №1565 «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» (принят 14.05.2015 г.). Рассматриваются проекты законов «Об энергоэффективности» и «О жилищно-коммунальных услугах».

Относительно финансовых механизмов обеспечения термомодернизации, вводится правительственное постановление от 08.04.2015 г. № 231 «О внесении изменений к постановлению Кабинета Министров Украины от 01.03.2010 г. №243 и от 17.10.2011 г. №1056», направленное на стимулирование населения, ОСМД и ЖСК к внедрению энергоэффективных мероприятий, и ДСТУ Б А.2.2-ХХХ:2015 «Енергетична ефективність будівель. Настанова з проведення енергетичної оцінки та енергетичної сертифікації будівель» и ДСТУ-H Б А.2.2-12:2015 «Енергетична ефективність будівель. Метод розрахунку енергоспоживання при опаленні, охолодженні, вентиляції, освітленні та гарячому водопостачанні». Согласно этим стандартам и ранее введенным строительным нормам, предусмотрено введение классов энергоэффективности зданий, систем и оборудования. При этом класс энергоэффективности оборудования и систем должен быть не ниже класса энергоэф- фективности здания.

Учет, регулирование, теплоизоляция

Минимальный уровень энергоэффективности системы отопления (согласно ДСТУ EN 15232: 2014) достигается за счет установки регулирующего оборудования: радиаторных терморегуляторов, автоматических балансировочных клапанов стояков, автоматизации теплопункта (рис. 1).

Termo_Ris_1 Рис. 1. Теплопункт — основа энергосбережения дома

Современный индивидуальный тепловой пункт (рис. 2) позволяет регулировать систему отопления в зависимости от погодных условий (погодозависимое регулирование), учитывает индивидуальные особенности здания при регулировании, обеспечивает подачу такого количество тепловой энергии, которое необходимо в данный момент для данного здания, то есть ис ключает «перетоп».

Termo_Ris_2

Рис. 2. Мероприятия по модернизации инженерных сетей

Кроме того, необходима установка теплосчетчика, замена окон, утепление стен, крыши, под- вального перекрытия. Минимальная расчетная гарантированная энергоэффектиность модернизации системы отопления жилого дома позволяет сэкономить 10 % энергии. При использовании оборудования класса энергоэффективности «А» – 20 %, а фактически — 35 %. Для сооружений коммерческого назначения и бюджетных учреждений минимальная расчетная гарантированная энергоэффективность модернизации системы отопления значительно выше — до 60 % в зависимости от типа здания.

Все перечисленные мероприятия в рамках термомодернизации взаимосвязаны. Так, утепление здания без модернизации системы отопления не даст экономии энергии и даже наоборот может привести к отрицательному результату — увеличение потребления тепловой энергии. Итак, необходим комплексный подход.

Стоимость термомодернизации зависит от конкретного дома, количества квартир, типа системы и других факторов. Например, для дома на 115 квартир, площадью 6900 м2, необходимо 345 радиаторных терморегуляторов (в среднем по 3 шт. на квартиру), 30 балансировочных клапанов на стояки, один теплопункт с погодной коррекцией. Если учитывать стоимость монтажа (примерно 40% от стоимости оборудования), можно посчитать общую стоимость термомодернизации. В свою очередь, зная тарифы и прогноз их роста, можно рассчитать окупаемость системы. Как показывает практика, на сегодня этот срок составляет около 3 лет.

Источники финансирования

Источниками финансирования термомодернизации могут быть:

  • собственные сбережения;
  • бюджетное финансирование;
  • гранты международных инвесторов;
  • кредит.

Государство не имеет средств для 100% финансирования термомодернизации жилого фонда и не должна полностью финансировать частную собственность. Его задача — помочь владельцу, и привлечь инвесторов в процесс термомодернизации.

Как показывает международный опыт, самый эффективный и доступный вариант привлечения средств — софинансирование государства и ОСМД или ЖСК. Для бюджетных учреждений возможно внедрение модели с привлечением энергосервисной компании (ЭСКО). Она, в качестве исполнителя, за свой счет проводит мероприятия по снижению энергопотребления зданий. Сэкономленные таким образом на коммунальных услугах средства учреждение обязуется перечислять в пользу ЭСКО в течение оговоренного срока контракта (до 10 лет). По завершении действия соглашения оборудование переходит в собственность заказчика, и вся экономия также остается у него.

Существуют другие схемы софинансирования, подходящие для ОСМД, предложенные Госэнергоэффективности Украины (рис. 3, 4).

Termo_Ris_3

Рис. 3. Механизм возмещения части суммы кредита на энергосберегающие мероприятия

Termo_Ris_4

Рис. 4. Схема государственной поддержки ОСМД

Согласно предложенным схем, возмещение предоставляется на приобретение ИТП, счетчика, регулятора теплового потока по погодным условиям, энергосберегающих окон в подъездах, материалов для утепления наружных стен (рис. 5).

Termo_Ris_5

Рис. 5. Оборудование и материалы, за которые можно получить компенсацию

Уполномоченными по компенсации части расходов (30–40%) определены ряд государственных банков: «Ощадбанк», «Укргазбанк», «Укрэксимбанк».

Новый механизм возмещения суммы кредита

Наряду с этим на сегодня программы по кредитованию термомодернизации уже оказывают и ряд коммерческих банков. Условиями предоставления кредита, например, являются: перевод на расчетно-кассовое обслуживание, не менее 80% жителей «за» кредит; определенный срок деятельности ОСМД и высокий процент оплаты за коммунальные услуги жителями, открытие счета для ремонтного фонда. Срок кредитования, как правило, до 5 лет.

Кроме того, существуют программы на региональном уровне по поддержке органов местного самоуправления. Так, в г.Луцк это возмещение процентной ставки по кредиту, а в г. Киев — финансирование 70% стоимости проекта из местного бюджета.

ОСМД предоставляется компенсация на такие мероприятия





Оставьте комментарий